Роскошный интерьер, высокая кухня, вечерние платья и смокинги, светские беседы, услужливый персонал и великолепные виды из окна - путешествие на поезде Orient-Express или как его еще называли “Восточный Экспресс” было сопоставимо с пребыванием в закрытом элитарном клубе.
Orient-Express был основан бельгийским инженером и финансистом Жоржом Нагельмакерсом. Идея о создании luxury поезда пришла ему во время путешествия по Америке. Там он познакомился с американским предпринимателем Джорджем Пульманом, который на тот момент активно занимался постройкой люксовых вагонов для железных дорог.
Поезд считался символом роскоши, достатка, а его пассажирами становились аристократы и другие люди высокой знати. В разное время услугами “Восточного Экспресса” пользовались Франц-Иосиф, Шарль де Голль, Елизавета II и Агата Кристи, Мустафа Кемаль Ататюрк и Никита Хрущев.
После полученного отказа о сотрудничестве от господина Пульмана, Жорж Нагельмакерс возвращается в Европу и в 1876 году открывает компанию CIWL, Compagnie Internationale des Wagons-Lits (Международная компания спальных вагонов). Позже CIWL станет оператором не только “Восточного Экспресса”, но и таких известных поездов как Норд-Экспресс и Сюд-Экспресс, а логотип с золотыми львами будет узнаваем во всем мире.
4 октября 1883 года состоялось большое торжественное отправление поезда с Восточного вокзала Парижа. Общее время в пути от Парижа до Константинополя составляло 81 час (3 дня, 9 часов и 40 минут). По пути следования, пассажирам предлагали блюда кухонь тех стран, которые проезжал поезд. После успешного прибытия в конечный пункт, поезд стал первым в мире трансконтинентальным экспрессом. Одними из пассажиров на первом рейсе были журналисты Генрих Бловиц и Эдмонд Абу. Оба журналиста опубликовали восторженные отзывы о поездке, что значительно добавило популярности “Восточному Экспрессу”. Классический маршрут поезда, с которого началась его история, пролегал через Париж, Будапешт, Бухарест и Стамбул.
Благодаря богатому внутреннему убранству, вагоны поезда были похожи на гранд-отель, но только на колесах. Пожалуй, самым интересным местом в поезде был вагон-ресторан. Здесь подавали блюда высокой кухни, пассажиры вели светские беседы, и возможно, обсуждали тайные заговоры.
Специально для пассажиров “Восточного Экспресса” в 1892 году в Стамбуле возвели отель Pera Palace. Отель стал первым в городе, где было электричество, горячая вода и электрический лифт.
Агата Кристи, королева детективов и активная путешественница, любила останавливаться в отеле Pera Palace. Комната с номером 411 послужила для нее кабинетом, где был написан всемирно известный роман “Убийство в Восточном Экспрессе”.
Спустя долгое время, развитие технологий и потребность в более быстром способе передвижения, программа “Восточный Экспресс” была остановлена. В 1977 году поезд поезд совершил свой последний рейс. “Восточный Экспресс” стал мостом, который когда-то соединил две эпохи и два разных мира.
Но, если верить специалистам туриндустрии, в последнее время значительно растет спрос на путешествия поездами.
“Путешествие на поезде - это особенные эмоции, это всегда очень волнительно. Запах, который стоит на перронах - он такой манящий и волшебный. В последнее время я часто получаю вопросы от путешественников о возможности прокатиться на поездах в тех странах, куда они едут отдыхать. И если есть возможность организовать подобное путешествие, то я с радостью помогаю в этом вопросе. Возвращаясь к “Восточному Экспрессу”, я сама с большим удовольствием отправилась бы в подобное путешествие. К слову, взыскательные путешественники могут побаловать себя аттракционом Venice Simplon-Orient-Express. Поезд, выполненный в стиле 1920 годов, курсирует между европейскими городами. Например, можно отправиться из Парижа в Венецию или в Верону.” - рассказывает Олимпия Иванова, travel-assistant, путешественница.